Льняное поле располагалось между лесом и рекой, с восточной стороны Дориата.
Тут растёт многолетний лён. Лён — универсальное растение с уникальными свойствами. Благодаря веществу - кремнезему лён устойчив к гниению. Так называется растение, из которого можно изготовить льняную пряжу, ткань, веревку, из которого можно сплести рыболовные сети, свить канат, ткать ковры, шить паруса и одежду.. А помимо этого, из льна можно добыть масло, спирт, воск, клей…
Из льна получается очень крепкая пряжа, которая не сжимается при высоких температурах и не очень подвержена усадке. Изделия из нее лучше впитывают влагу и быстрее сохнут. В жаркую погоду изделия из льна «холодят», в прохладную — греют. Добавлено (13.09.2007, 15:34)
---------------------------------------------
Добывать из льна волокна очень нелегко, поскольку располагаются они в стебле и притом крепко склеены - как между собой, так и с его древесной частью. Если внимательно рассмотреть растение, то можно убедиться, что под его кожицей есть кора, в тканях которой и залегают пучки волокон.
А вершина стебля заканчивается несколькими веточками, чаще всего с голубыми (но иногда с розовыми или белыми) цветочками, которые появляются через 1,5 - 2 месяца после посева. Затем на их месте возникают семенные коробочки, постепенно желтеющие, и одновременно начинают желтеть стебли льна, с них опадают листья. Этот период называется ранней желтой спелостью, и именно тогда предназначенный на волокно лен убирают. Если с этим запоздать, то волокна одревесневают и делаются жесткими и ломкими.
Добавлено (13.09.2007, 15:58)
---------------------------------------------
Теребление
Уже настало то время, когда можно было начать убирать лён.
Лучезара пришла на поле и стала его теребить, то есть выдергивать из земли вместе с корнями - вручную. Хорошо, что была земля мягкая, и она не держит льняные корешки всеми своими силами. Хорошо, что был лен чист и, захватывая его в горсть, не надо выбирать льняные пряди в колючем чертополохе. Тогда только дергай да складывай.
Бесконечность, бесперспективность в физическом труде равносильны безликости, они начисто убивают азарт, гасят в человеке жажду окончить дело к определенному времени. Что тут кончать, если работе не видно конца?
Сделать себе задание в виде количества нарванных снопов можно, конечно, и тогда рвать лен намного приятней. Но ведь и количество снопов тоже огромно. Ну, вырвешь ты этот кусок поля, сразу же изволь затеребить другой.
Лучезара в своей непосредственности облегчала себе этот монотонный труд простыми наивными способами. Она бросала приметные камушки далеко вперед, давая себе урок: вырву до этого места и пойду купаться. Как
приятно потом обнаружить тот камень у себя под носом на чистом месте и,завязав последний сноп, убежать купаться в реку! Придумала она и другой способ: надо вытеребить узкий проход вдоль кусочка поля, ещё один, чуть подальше, затем поперек его несколько борозд проделать, как бы чертя на поле квадраты Получатся выдернутые со всех сторон островки, которые тоже можно было разделить на два островка, а уж эти-то островки убывают довольно быстро.
Рука с темно-зеленой от льняного сока ладонью вся в занозах, пальцы отказываются служить, голова болит от какого-то дурмана. Но, преодолев все это - дурман и зной, усталость и лень, становишься ты
совсем другим человеком: это заметно даже тебе самому.
В тереблении тоже есть особенно приятные места: рука ощущает эдакое земляное похрустывание, звучание выдергиваемых из мягкой земли корешков.
Лучезара крупные горсти льна складывала крест-накрест, по восемь горстей в сноп, что помогало льну быстрей выстояться, влага после дождя обсыхала тотчас, а семя вызревало ровней и надежней. Такие развесистые, раскидистые на обе стороны снопы рядами расставлялись на полосе.
Вот какое поле осталось после уборки льна.
Добавлено (14.09.2007, 15:36)
---------------------------------------------
Обмолот
Теперь подсохшие льняные снопы нужно было обмолотить от зерна.
Вся эта операция проводилась на гумне, которое было расположено рядом с полем.
Вот оно "гумно, покрытое соломой"
Для носки высушенных снопов Лучезара приспособила верёвку, которую сняла со своего плотика. Придя на поле, она брала снопики за шиворот из груды и по очереди укладывала на верёвку, которую перетянув, завязывала и делала две лямки. Получалась большая связка льна, диаметром около метра.
Уложить льняные снопы, тоже надо было умеючи, хотя они и не расползались, подобно овсяным. Набив свой кузов, она снопы несла, на гумно. И так много раз, пока полностью не набила гумно. Уставшая она, вечером шла разжигать маленькую печку на гумне. За ночь снопы высыхали. Утром, их бросив поочерёдно на пол, она сидя околачивала специальной колотушкой, которую изготовить не тудно, соеденив черенок и цеп верёвкой.
Обмолот, или околотку, льна особенно любила Лучезара. Однажды она даже соревновалась в количестве околоченных снопов - околотить за утро 40 - 50 штук считалось вполне нормальным.
Обмолоченные снопы аккуратно складывались на перевал в гумне, а то и прямо на верёвку, чтобы оттащить их опять на поле для расстила.
Льносемя вместе с неотвеянной массой головок, она сгребала в ворох тщательно замела метлой и провеивала лопатой на малом ветру. Для сквозняка в гумне открывались дополнительные боковые воротца. Иногда, когда ветра не было, его Лучезара подзывала подсвистыванием, кто-то верил в такой метод, а она же просто шутила с ветром.
Она знала тысячу языческих примет, поэтических деталей, маленьких и
больших обычаев сопровождали каждую стадию обработки льна. Провеянное льносемя было тяжелым, темно-коричневым, про него говорили, что оно течет. И впрямь оно текло. Словно вода, находило оно даже самую маленькую дырку в сусеке. Семян льна в сусеке, т.е. отгороженном ларе на гумне, житнице, для ссыпки зерна, получилось около 20 килограмм.
Лучезара устав от трудов своих, завязав двери гумна верёвкой, от птиц и прочей живности, что могла забрести сюда из лесу, пошла домой, крепко задумавшись, где найти плотника.
Добавлено (14.09.2007, 19:14)
---------------------------------------------
Расстил
К концу лета ночи становятся очень долгими. В такие вот ночи и падает на скошенные луга крупная, чистая и еще не очень холодная роса. Она просто необходима, чтобы лен превратился в тресту или в льносоломку. Лежа на скошенной луговине, бурый лен принимает серо-стальной цвет. От ежедневной смены тепла и свежести, а также сухости и сырости волокно отопревает от твердого ненужного стебля, который становится из гибкого хрупким.
Лучезара выносила из гумна, обратно обмолоченные снопы. Она уже как попало набросала в веревку, стянула свой воз и снесла на ровное, зеленое от появившейся свежей предосенней травы поле.
Отдохнув от переноса, и немного подкрепившись раковыми шейками, да запив ореховым молоком, Лучезара стала расстилать лен рядами тонким слоем. Получались длинные дорожки, словно половики. Участки, застланные такими дорожками, окантовывались такой же дорожкой, округло загибающейся по углам. Выходила как бы большая узорчатая скатерть, иногда ее девчонки называли зеркалом. Закончив расстил, она приговаривала: "Лежи, ленок, потом встань да в зеркало поглядись, не улежался - так ляг и еще полежи, только удайся белым да мяконьким". Когда Лучезара была ребёнком, ей почему-то всегда хотелось пробежать босиком именно по льняным дорожкам, окантовывающим застланный луг. Но это взрослыми строго запрещалось. Теперь она сама большая и понимает почему.
Добавлено (16.09.2007, 01:16)
---------------------------------------------
Добавлено (15.09.2007, 00:10)
---------------------------------------------
Росяная мочка
Лучезара не раз подходила к мокнущему в росе льну в течении этого времени. Она всё проверяла его на готовность к окончательной уборке. Если лен вымок (готов), то кожица со стебля легко сходит в виде грязной зеленоватой слизи при протаскивании стебля между пальцами руки. Если у такого льна надломить стебель у комлевого конца и, отделить тихонечко в этом месте волокна от древесины, а потом начать стягивать их, то волокна эти сходят совершенно легко почти по всей длине стебля. Наконец лён вымок. Тонкие льняные нити стали легко отделяться, а это значит, что теперь его нужно будет быстро высушить и убрать солому окончательно.
Добавлено (15.09.2007, 00:22)
---------------------------------------------
Сушка
Как только треста будет готова, солому льняную нужно быстро высушить и убирать.
Лучезара пришла на поле и ранее расстеленные льняные дорожки стала ставить в конусы. Это был теплый погожий сентябрьский день, когда бабье лето только начиналось. Солнце ещё грело по-летнему и быстро высушило солому. Хотя Лучезаре пришлось прогуляться по полю ещё раз и льняные сохнущие конусы перевернуть на изнанку, для вентиляции.
Чем лучше высушена треста в поле, тем меньше приходится досушивать. Сушка на солнце способствует улучшению качества льна, потому что именно в естественных условиях, когда живой кислород и ясный свет делаю своё волшебное дело, то внутри каждого стебля происходят такие изменения, которые ещё и отбеливают волокно и повышающие его делимость, а значит и шелковистость будущего полотна.
Добавлено (16.09.2007, 00:34)
---------------------------------------------
Наконец наступил тот момент, когда Лучезара приступила к окончательной уборке изрядно высушенной льняной соломы. Целый день она трудилась, перенося тресту в гумно, там развешивая его, пока битком не набила просторное помещение, оставив себе место для дальнейшей обработки льна. Льна этого урожая, она прикинула, хватит и на дюжину рубашек и белья, хватит и на простыни, скатерти, рушники. Она надеялась, что и на парус останется. а что говорить уж о верёвке - её от очёсов будет предостаточно. И невод сплету и гамак.
Но....Вылежавшийся и высушенный лен - это только начало дела.
Добавлено (16.09.2007, 00:55)
---------------------------------------------
Мятка
Сухая, легко ломающаяся треста так и просится в мялку. Стоит два-три раза переломить горсть, и посыплется с треском жесткая костица (костра, кострика), обнажая серые нежные, но прочные волокна. Нежность и прочность
сочетались, кстати, не только в пряди льняных волокон.
Под мялками быстро вырастают кучи кострики. Левой рукой хлопаютдеревянной челюстью мялки, правой одсовывают горсть тресты, составляющую одну восьмую часть льняного снопа. Горсть, или одно повесмо, - это ровно
столько, сколько может захватить рука взрослой женщины.
Начиная с мятки, счет льну и ведется уже не снопами, а горстями, или повесмами. Пятьдесят повесмов называли пятком. Счет мятого и оттрепанного льна велся пятками. Два пятка, или сто повесмов, составляют одну кирбь. За день Лучезара мяла в среднем по три кирби. Измятую тресту вытряхивала и складывала просушивать на печь. Весь обём гумна ушёл за две с половиной недели.
«Не домнёшь в мялку, не возьмешь в прялке…» вспомнила она пословицу.
Мялку Лучезара изготовила сама: нашла завалившуюся и треснутую пополам ель,с кривым и зубчатым местом разлома, приделала сверху на неё кусок второй половины разлома и мялка была готова.
Трёпка
По степени популярности трепало для женщины можно сравнить с топором для мужчины. И все же это не главный женский инструмент. Если плотник одним топором может сделать очень многое, то при обработке льна каждое дело требует особого "инструмента".
В хозяйстве у хороших девиц обычно имелось несколько трепал, были среди них любимые, сделанные по заказу, переданные по наследству. Иными словами, каждое хорошее трепало, как, впрочем, и топор, обладало своими особенностями (художественными, конструктивными, психологическими). Лучезаре пришлось опять самой изготовить трепало.
За день нужно было истрепать одну кирбь мятого льна. Держа повесмо на весу в левой руке, Лучезара била по нему тонким трепальным ребром, выбивая из повесма кострику. За день такой трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью. Работа была тяжелой и пыльной.
Но молодость и тут брала свое.
Добавлено (16.09.2007, 01:32)
---------------------------------------------
Ошмышивание
Особенно трудно отделяются от повесма вещества, находящиеся между волокнами в верхнем слое стебля. Их можно окончательно разрушить и удалить способом ошмыгивания. Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки небольшой пучок обмятого и обтрепанного льна и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга. Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы. Освобожденные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значительное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами. Щипцы состоят из двух березовых дощечек, соединенных полоской кожи. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно зажать в мялице рычагом-билом. Однако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с валиком-эксцентриком. Тем более что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки волокон — чесании. Закрепленные волокна захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На следующем этапе пучок волокон переворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и переходить к чесанию волокон.
Добавлено (16.09.2007, 01:40)
---------------------------------------------
Очес
Оттрепанный лен держат сухим, как порох, затем очесывают или мыкают. Вот откуда пошло выражение «Горе мыкать».
Первый очес - в крупную, железную щеть. Это было волокно самого низкого сорта. Пойдёт на верёвки.
Второй очес - в щеть помельче, сделанную из щетины. После него к ногам падают волокна подлиннее, они назывались пачесями. Пачеси – это волокно среднего качества. Пойдёт на паруса, грубое полотно.
Повесмо становится еще тоньше. Оставшееся в нем волокно самое лучшее. Чистое и шелковистое. Вычесанные толщиной в девичью косу повесма складывают аккуратными восьмерками, при переноске их вяжут в кучки, опять же пятками. Из него ткут самое качественное полотно для белья и прочего дорогого текстиля
Добавлено (16.09.2007, 02:00)
---------------------------------------------
___________________________________________________________________________________________________
Итак. у Лучезары появилась кудель, что шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканые изделия.
Её получилось около 200 килограмм.
Из изгребья и пачесей (иначе — отребья и вычесок) она приготовит пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него сошьют одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов, паруса. Из этих же волокон она спрядёт, а затем выткет полотна с редким переплетением нитей — мешковину, использовавшуюся для хозяйственных нужд.
Пачесей получилось 200 килограмм.
Из совсем грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, она совьёт веревки и канаты, а можно использовать и как паклю для прокладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами.
Такого сырья получилось 300 килограмм.
Вот, сколько надо трудиться, что бы получить только сырьё для ткачества. Вот почему слово платить и платье- однокоренные.
Дорогое это удовольствие ходить в одежде из льна, пользоваться неводом, парусом.